Влияние литературы на развитие речи (часть 3)

Отечественная литература - рекордсмен по объему произведений, способных научить думать и расширить собственный лексикон. В одних книгах присутствует ярко выраженная ориентация на пополнение словаря, в других - упор на развитие интеллекта и речи. Первые мы встречаем в начальных и средних классах. Они рекомендованы именно в этом возрасте, так как в младшей и средней школе еще закладывается языковой фундамент, то есть детей знакомят с новой лексикой. Среди этих авторов есть сентименталист Н. М. Карамзин, чье творчество значительно пополнило русский лексикон словами, которые мы видим в книгах. Эти слова люди сами произносят почти каждый день: "интересный", "серьезный", "мораль", развитие". Особо рекомендуется к прочтению его повесть "Бедная Лиза".

К лексически насыщенным произведениям также можно отнести труды М. В. Ломоносова. Невозможно не почерпнуть новых словарных знаний, читая стихи или переводы ученого, давшего русскому языку множество известных нам лексических единиц: "вещество", "градусник", "квадрат".

Наконец, это произведения А. С. Пушкина, «титана» русского слова. Словарный запас великого поэта и прозаика составлял более двадцати тысяч лексем. Трудно сказать, на какое именно из его произведений стоит обратить повышенное внимание, так как все они уникальны по своей лексической палитре. Однако, если вместе с новыми словами и оборотами вы решите набраться исторических знаний о быте пушкинского времени и атмосфере, царившей в эпоху Золотого века, тогда следует взяться за роман "Евгений Онегин", являющийся энциклопедией русской жизни.

С произведениями, направленными на развитие мышления, сталкиваются школьники старших классов. Это уже подростки от шестнадцати лет со сформированным словарным запасом.

Известно, что именно с шестнадцати люди говорят так, как будут говорить всю жизнь. Но сложившемуся словарному запасу пока не хватает окантовки и глубокой мысли. И среди авторов русской классики, побуждающих к активному мышлению, первым нужно назвать Ф. М. Достоевского. Его произведения ("Бесы", "Идиот", "Записки сумасшедшего", "Преступление и наказание") интересны и литераторам и философам. Нравственные и философские проблемы в романах Достоевского не имеют однозначного решения, поэтому читатель просто обречен на оживленный мыслительный процесс и рефлексию.

В числе произведений иностранной классики также есть множество книг, способных выдвинуть на новый уровень мышление и речь. Дедуктивные навыки можно развивать вместе с серией о Шерлоке Холмсе английского писателя Артура Конана Дойла. И как же говорить об английской литературе, не упомянув Вильяма Шекспира, чьи произведения буквально сочатся житейской мудростью. Витиеватый язык перевода тренирует лингвистическую гибкость ума, а сами пьесы, поэмы и сонеты разобраны на цитаты.


Развитие.рф