Содержание, предпосылки и пути духовного развития (часть 2)

Целью данного исследования стало выявление предпосылок духовного развития и его путей, - то есть как именно оно осуществляется. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе с 30 респондентами, выбранными случайным образом, была проведена психодиагностика с помощью методики Рокича. При этом нами не учитывались гендерные и возрастные особенности респондентов, которые, на наш взгляд, не являются основным фактором стремления к духовному росту. Отметим только, что все респонденты были старше 20 лет, так как к этому возрасту обычно человек осознает, что для него важно и к чему он стремится.

Респондентам предлагалось проранжировать инструментальные и терминальные ценности в порядке убывания важности. При анализе мы сосредоточили внимание на первых пяти ценностях, которые респондент поставил в начало списка. Как говорит сам автор методики, обычно достаточно получить информацию о первых пяти цен-ностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведе¬ние может считаться пренебрежительно малым. Если среди приоритетных ценностей присутствовали такие, как «жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)», «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование)», «уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)», то с этим респондентом проводилось полуструктурированное исследовательское интервью. Именно эти ценности отражают наши представления о духовном росте. Каждой ценности был присвоен порядковый номер от одного до восемнадцати. Отмеченные нами ценности обозначены номерами 2,12,18. Ниже приведен фрагмент таблицы, демонстрирующий отличие респондентов по выбираемым ценностям. Например, респондент 1 выбрал ценности под номерами 1,4,6, что соответствует следующим: активная деятельная жизнь, интересная работа и любовь. А респондент 2 отметил такие ценности, как развитие, жизненная мудрость и свобода.

Таблица 1.

респонденты приоритетные ценности

1 1 4 6

2 12 2 14

3 11 1 9

4 16 6 15

5 18 3 17

6 7 3 15

На втором этапе было проведено полуструктурированное интервью. Из 30 респондентов, опрошенных с помощью методики Рокича, нами для дальнейшей работы было отобрано 6. Среди них двое мужчин 25 лет, и четыре женщины в возрасте от 27 до 54 лет. Выбор такого качественного метода обусловлен тем, что он достаточно прост в реализации, требует не очень много времени и, самое главное, позволяет собрать большой объем информации по интересующим нас вопросам. К тому же, такое интервью позволяет респонденту свободно выражать свою точку зрения на данную тему.

Изначально исследовательские вопросы для интервью были сформулированы следующим образом:

  • Содержание духовного роста.
  • Предпосылки духовного роста.
  • Пути духовного развития.

Эти вопросы меняли форму в зависимости от контекста, однако оставались теми же по содержанию.

Диктофонные записи интервью впоследствии были обработаны с помощью сетевого структурного анализа. Этот метод обработки позволяет структурировать интервью и выделить в нем отдельные темы.


Развитие.рф