Развитие семейных отношений (часть 2)

Наряду с этим происходит уменьшение роли внешнего давления и контроля и возрастание значения внутренних нравственно-психологических факторов в обеспечении единства и прочности семьи; усиливается процесс женской эмансипации, получает распространение «новая половая мораль», в соответствии с которой и сексуальные отношения, и заключение брака должны основываться на любви, быть делом только лишь причастных к ним лиц. В результате действия этих тенденций происходит сокращение численности семейных групп, «демократизация» их структуры и повышение социальной ценности семьи за счет ее утилитарно-экономических функций.

Однако господство частнособственнических отношений в масштабе всего общества сдерживает, а подчас и извращает их развитие. Эмансипация женщин тормозится дискриминацией их труда и сохраняющимися ограничениями их прав в сфере общественной и культурной жизни, понятие же «новой половой морали» (так же, как и связанное с ним понятие «сексуальной революции») часто используется для обозначения не только действительно новых и прогрессивных изменений в отношениях между полами, но и элементарного полового аморализма — вплоть до так называемых «промискуитетных» форм сексуального общения.
Поэтому социологи констатируют, с одной стороны, — «реконструкцию» семьи, с другой — «дезорганизацию» семейной жизни, «самоизоляцию» семейных групп от общества, «редукцию» ряда функций семьи и уменьшение ее социальной роли.

Стилистическая революция, развитие экономики и культуры приводят к коренным преобразованиям и в быту, и в отношениях между полами. Индустриализация создает мощную техническую базу для интенсивного развития бытового обслуживания населения как в форме расширения и совершенствования общественного сервиса, так и в форме механизации домашнего труда.
Производственные отношения, в свою очередь, предопределяют планомерный, целеустремленный, сознательный характер этого процесса, его непосредственную связь с ростом и изменением потребностей различных групп населения. В начале ХХ века отмирает утилитарная форма семьи (приумножение и передача по наследству частной собственности), создаются условия для преодоления разрыва между реальной и идеальной сущностью брака (последнюю Гегель определял как «правовую нравственную любовь»).


Развитие.рф