Развитие организации научной деятельности: от античности до наших дней

В процессе производства и распространения знания люди вступают во взаимодействие друг с другом для создания совместной деятельности, при этом возникает необходимость организации науки. Ещё в античные времена началось формирование научных организаций.

Ярким примером древней научной школы является Академия Платона. Программа обучения опиралась на базовые учения Сократа и Пифагора: этика, диалектика, математика, построенная на символах, познание природы.

Диалектика, как духовное упражнение, которое предполагало внутреннее преображение человека, развитие познавательных способностей и преодоление страстей ради очищения ума – вот чему должны были научиться ученики Академии.

Математические же науки помогали очистить ум от чувственных представлений, что составляло первый этап в формировании будущего философа. Платон пытался установить в своей школе такие правила, которые соответствовали бы идеальному государству. Настоящая философия могла существовать, по его мнению, только при наличии постоянного диалога между профессорами и студентами.

Академия Платона ещё долго славилась достоинством своих учеников и совершенством своей организации, впоследствии она стала эталоном для новых школ.

Важнейшим и даже единственным источником информации в Средние века были университеты, открытые в Париже, Оксфорде и других городах Европы примерно в 13 веке.

В этих заведениях царили в основном схоластические идеи, которые отрицали эксперименты и пользовались лишь логикой, что тормозило развитие естественных наук. Но несмотря на это, университеты дали огромный толчок распространению знаний, повышению грамотности людей.

Следующий уровень в организации научной деятельности: становление академий в Европе в 17 столетии. На смену средневековым университетам пришли Лондонское Королевское общество, Парижская Академия наук. Целью таких организаций было чистое научное познание, наука должна была давать практическое применение. В России появлению научных академий способствовал Пётр Первый, именно по его указу была основана Петербургская академия наук.

В середине 20 века физиками был основан ЦЕРН – организация по ядерным исследованиям. К этому времени наука вышла на более сложный уровень. Это связано с открытиями в области квантовой механики, которые перевернули всё ученое сообщество планеты. Вопросы физики микромира заняли главенствующую позицию в мировой науке.

Прогресс нельзя остановить, учёные делают новые открытия, знания становятся обширнее. Во все времена человек стремился к образованности, к познанию мира. Для этого и существуют специальные органы руководства наукой, которые развиваются вместе с нами.


Развитие.рф