История развития документального кино в России (часть 1)

Документальное кино – это одна из разновидностей кинематографа. Так называется неигровое кино, в основе которого лежат реальные люди и события. Сам термин был введен в обиход в середине 20-х годов прошлого столетия шотландским документалистом Джоном Грирсоном для того, чтобы подчеркнуть отличие такого рода кино от художественного. Называя документальные фильмы «творческой разработкой действительности», Джон Грирсон стал основателем британской школы кинодокументалистики.

Первые документальные фильмы, созданные на заре кинематографа, снимались в виде репортажной хроники или так называемых «жанровых сценок». Например, фильмы братьев Люмьер.

Начало истории русского документального кино было положено сюжетом бывшего петербуржского фотографа Александра Дранкова, снятого в Ясной Поляне у Льва Толстого в 1908 году.

Прошло некоторое время прежде, чем игровое кино осознало себя как искусство, выработав собственный язык, а документальное кино пришло к пониманию своих отличий и своего места в экранном искусстве. Этому неигровое кино в большей степени обязано американскому кинорежиссеру Роберту Флаэрти и советскому Дзиге Вертову.

Первый классик документалистики использовал длительные наблюдения за человеком в природе («Нанук с Севера» – 1922 г., «Человек из Арана» – 1934 г., «Луизианская история» – 1948 г.).

Дзига Вертов (известный также как Денис Кауфман), чье творчество совпало с первыми послереволюционными годами, стал создателем кинопублицистики. Не признавая искусством просто фиксацию событий, он искал образное толкование реальности и идейную направленность. «Киноправда» Дзиги Вертова стали не хроникальным журналом, а средством пропаганды. Первым советским звуковым документальным фильмом стала его работа «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (1930 г.). Также среди самых известных его кинолент – «Человек с киноаппаратом» (1929 г.), ставший своеобразным гимном кинокамере, рождающей новый, доступный всем язык.

Творческие приемы Дзиги Вертова, возможности монтажа, опередившие время, поиски и предвидения мастера послужили мощнейшим стимулом развития неигрового кино. Наследие российского классика не просто признано в мире, его причисляют к основоположникам современного киноискусства.

Дальнейшее развитие документального кино сочетало в себе поэтическое начало наряду с социальной направленностью и пафосом пропаганды, например «Соль Сванетии» Михаила Калатозова, «Турксиб» Виктора Турина, «Кинопоезд» Александра Медведкина.


Развитие.рф